Фортепианный звук и техника в джазе (проблемы джазового пианизма)
Роберт Шуман был не только выдающимся композитором, но и отличным музыкальным критиком, чьи размышления о музыке и музыкантах актуальны по сей день.
Он призывал не увлекаться модными новинками. Модное – не значит хорошее, а человеческая жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на разучивание посредственных произведений. Как родителя кормят ребенка полезной пищей, чтобы он вырос здоровым, так и духовная пища должна быть простой и здоровой. Мода часто меняется, и в стремлении угождать ей очень легко растерять себя.
Отличная техника не должна быть самоцелью, она лишь должна служить раскрытию замысла произведения. Недопустимо заниматься украшательством классических произведений. Шуман считал это «величайшим оскорблением» искусства.
Не нужно завидовать успеху популярных виртуозов, ведь популярность – это признание толпы, в которой очень мало настоящих ценителей музыки. Тот, кто играет на публику, часто вредит себе как музыканту. Прислушиваться к посторонним мнениям надо, но следовать в игре необходимо, прежде всего, велениям своего сердца.
Не следует поощрять стремление к индивидуализму в музыке. Шуман советовал всем музыкантам, никогда не упускать возможности выступить в роли аккомпаниатора, принять участие в дуэте или трио. Особо полезно пение в хоре. Хороший музыкант – скромный музыкант. Хорошим способом избавиться от самомнения и тщеславия, является изучение истории музыки, сопровождаемое прослушиванием произведений различных эпох.
«Музыка должна звучат в голове и сердце» - так определял Шуман музыкальность. Музыкальный человек интуитивно чувствует, что будет дальше в незнакомой пьесе, а знакомые знает наизусть. Музыкальность дается от Бога, но ее, как и любые способности, необходимо развивать и поддерживать.