В эпоху средних веков

Рояль В эпоху средних веков мастер ставил свою подпись на изготовленном музыкальном инструменте, очевидно для защиты от подделок, подтверждения подлинности и рекламы. Также применялось личное клеймо (печать), которое ставилось на деке - главной части инструмента, издающей звук. При Екатерине II обязательно ставились личное клеймо мастера и клеймо старшего мастера - главы цеха. В XIX веке с началом промышленного производства фортепиано, подпись мастера традиционно превратилась в фамилию фабриканта - название на корпусе инструмента, а клеймо - в рекламный лейбл на деке. Неофициальный обычай мастеров оставлять свой автограф на изготовленных частях инструмента просуществовал до начала ХХ века.

Название старинного рояля, чаще всего, - фамилия фабриканта - основателя или собственника производства фортепиано. Как правило, первые свои инструменты будущий фабрикант-мастер делал сам, а затем открывал коллективное производство. В России начала XIX века для открытия фабрики необходимо было наличие не менее 16 мастеров, в Германии - 20. К 1900 году на передовых фабриках работали уже сотни человек, с применением техники на паровых машинах.

В этот период (вторая половина XIX - начало XX веков) производство развивается преемственно и непрерывно, свойства инструментов неразрывно связаны с названием качественно. Однако инструменты одной и той же фабрики могут быть разными по совершенству конструкции в разное время. В этот период (1850-1914) создаются бренды, - некоторые названия инструментов становятся известными благодаря своему высокому качеству. Каждый бренд этого периода указывает на определенные оригинальные свойства инструмента, отличные от других производителей. Примеры: C.Bechstein, Bluthner, J.Becker, C.M.Schroder, Steinway & Sons.

В настоящее время время происходит обратный процесс, - новому дешевому азиатскому производству присваивается старинный немецкий бренд в рекламных целях. Название регистрируется как новая торговая марка, но рекламируется как старинная. В этом случае название и свойства инструмента связаны только рекламно.

Иногда новое название как бы "отпочковывается" от старинной и известной марки фортепиано. Это делается для того, чтобы, с одной стороны, не обесценить достоинство старинной марки азиатским производством, а, с другой, - запустить более дешевый новый бренд на волне вековой популярности и рекламы старого.

Сравнивать качество роялей по их названиям (маркам) можно только в общем смысле. Инструменты одной и той же марки (названия) могут отличаться по типу конструкции, своему состоянию и акустическим свойствам. Слишком трепетное отношение к названию (бренду) рояля - несколько самонадеянно.

Известное разрекламированное название может психологически "скрыть" недостатки отдельно взятого инструмента. И наоборот, неизвестное блеклое название может сделать хороший в каком-то смысле рояль никому не нужным.